Родство музыки и языка наблюдается также в том, что способ физического их существования включает в себя время, длительность, является звуковым (в отличие от живописи) и одномерным (в отличие от архитектуры). Наконец, из всех искусств только музыка наделена своей собственной и строго построенной нотной системой, сравнимой с фонологической системой языка, что позволяет довольно легко выделять в ней дискретные единицы и прямо-таки подталкивает к использованию лингвистики при ее изучении.
- Несмотря на отмеченные сходства музыки, и языка, первые же результаты сравнительного их изучения оказались разочаровывающими. Дело в том, что эти сходства при всей
- ИХ очевидности и важности носят довольно общий характер и нуждаются в сопоставлении музыки и языка по более конкретным параметрам с точки зрения аналогии тех дискретных единиц, которые есть в языке и которые можно выделить в музыке.
Такого рода исследования предпринимались не раз. Одно из них осуществил немецкий теоретик Г.-П. Шпрингер. В ходе анализа он выстроил два ряда единиц: фонемы, морфемы, слова, предложения, фразы, высказывания - для языка. Ноты, темы, фразы, секции, движения, отрывки - для музыки.
Размышляя над сходством между ними, Шпрингер приходит к заключению, что о действительной аналогии можно говорить лишь относительно нот и фонем. В других случаях для этого нет достаточных оснований. В отличие от языка в музыке нет слов и словаря, из чего можно было бы строить фразы и высказывания.
К таким же выводам приходят другие авторы, когда они проводят подобные сравнения. Большинство согласно в том, что минимальными и наиболее похожими единицами являются Нота в музыке и фонема в языке. Однако при сопоставлении других единиц сразу возникают проблемы, сложности и трудности.