С началом феодального дробления Киевской Руси сооружения монументальной архитектуры теряют прежние грандиозные размеры, но в то же время архитектура интенсивно развивается, все более отдаляясь от византийских прообразов. Существенно изменяется и ее декор.
Очень интересны попытки придать кирпичным стенам выразительность крупноблочной кладки. Стену заштукатуривали и разграфляли под каменную кладку. В Успенской церкви Киево-Печерского монастыря так были оформлены нижние части стен, а Успенская церковь Чернигова декорирована под камень до верха. Нововведением в декоре того времени были фасадные полуколонки, перспективные порталы, аркатурные пояски. Последние ослабляли впечатление высоты здания и в какой-то степени намечали «этажность».
Во всем этом нельзя не усмотреть желания сделать архитектурные образы более «земными». Снова появляется интерес к фасадной резьбе, но уже не из шифера, а из белого камня. Мягкий известняк допускал гораздо большее сюжетное разнообразие, на белом камне лучше были видны детали резного узора. Последнее имело важное значение в связи с тем, что резьба декорировала в первую очередь «венчающие» части фасадов - капители полуколонок и порталов, которые нужно было рассматривать снизу. Наконец, белокаменная резьба хорошо контрастировала со стенами из кирпича, которые не всегда штукатурили.
Прекрасные образцы белокаменной резьбы украшали фасады Борисоглебского собора Чернигова (первая половина XII в.), не дошедшего до нас. На капители портала высечены орел и крылатый волк, на капителях фасадных полуколонок - парные волнообразные звери. Как и в декоре новгородской колонны, образы зверей включены в сложную «плетенку».