В скульптурном декоре дворцов преобладали сюжеты, изображавшие борьбу героя с сильными зверями русской государственности. Христианские сюжеты на стенах храмов носили героический характер. Конные «святые воины», едущие навстречу друг другу изображают патронов киевских князей. Эти рельефы, по существу, родственны древнейшим композициям народного творчества. По аналогии с кавказскими мотивами такого рода (Никорцминда) следует представить, что шиферные барельефы были в верхней части фасадов, что подчеркивало величественность здания.
Маленькие «карликовые» ниши вносили дополнительную игру света и тени на фасаде, усиливая его живописность. Сияние куполов и врат, покрытых похожей на золото полированной медью, довершало эту живописность. Названия некоторых памятников архитектуры сохранили впечатление от их декора («Золотые ворота», «Златоверхий» Михайловский монастырь и др.).
Интерьеры монументальных сооружений древнего Киева и Чернигова поражают великолепием.
В основе оформления христианского храма лежала определенная система. Мрамор, порфир, шифер, мозаичная смальта употреблялись для украшения центральных частей интерьера. Капители столбов и колонн, а иногда и сами колонны, например, под хорами, делались из мрамора. Мрамор и красный шифер применяли для алтарных преград, которые покрывали резьбой - геометрической, растительной или сюжетной.
На мраморной алтарной преграде и парапетах княжеских хоров Софии Киевской были рельефы птиц - одного из любимейших образов славянского искусства. Церковь считала их символами христианской души или рая, но для русских людей XI в. птицы по-прежнему оставались поэтическим выражением светлых сил природы.