Большое значение придавалось оформлению пола. Особо драгоценными материалами - мрамором, цветными камнями, мозаикой - выстилался пол подкупольной части и главного алтаря.
- Полы боковых частей собора уже в это время выстилались майоликовыми плитками. К сожалению, полы зданий X-XI вв. сохранились далеко не полностью.
- В алтаре Десятинной церкви был выложен круг (омфалий), символизировавший «центр земли».
- В наборе мраморных плиток и цветных камней очень удачно сочетались светлые тона.
По обилию мрамора в декоре Десятинной церкви летописец называет ее «мраморяной». В оформлении пола Спасского собора Чернигова преобладал инкрустированный мозаикой красный шифер. Из шифера сделаны карнизы и парапеты хоров. Деревянные части хоров были окрашены под шифер. Все это создавало в декоре гамму теплых тонов.
При декорировании главных киевских храмов X-XI вв. широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальт синего, лилового, темно-красного, желтого, светло-зеленого и черного цветов. Центральные части полов выложены концентрическими кругами. Большие полосы мозаичного орнамента (чаще всего растительного) обрамляют апсиду, арку над ней, подкупольные арки и косяки окон.
Назначение орнаментных полос - подчеркнуть основные архитектурные линии и разделить сюжетные мозаики. Поэтому полосы орнамента выполнялись в плоскостном стиле и набирались в контрастирующих цветовых сочетаниях Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались традиционные славянские сюжеты, например, четырехконечные крины, известные еще с IX в. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разрозненными; на сводах и стенах храмов, соединенные в полосы и сильно увеличенные, они производят величественное впечатление. Те же крины все в новых и новых вариантах воспроизведены во фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии.