«Ковровый» орнамент Георгиевского собора.

«Ковровый» орнамент Георгиевского собора представляет собой как бы ювелирную оправу для рельефов. Подобное понимание декора возможно было навеяно мотивами прикладного искусства. Сочетание сплошного -коврового» фона с фигурными рельефами представляло собой совершенно оригинальное явление во всей архитектуре средневековья. Гении русских мастеров проявился здесь с исключительной силой, и декор собора до сих пор производит потрясающее впечатление.

Можно представить себе, в каком направлении стал бы развиваться архитектурный декор дальше, если бы через три года после окончания строительства Георгиевского собора на Русь не нахлынули татаро-монгольские орды. Некоторые рельефы собора, особенно одухотворенные образы юношей и ангелов, как бы предвосхищают пленительные образы искусства XV в. Если бы в 1237 г.

  • Русь не подверглась татаро-монгольскому разгрому, то «эпоха Рублева» в искусстве наступила бы лет на 100- 150 раньше, а в XV в. Русь могла бы пережить Ренессанс в полном смысле этого слова.

Архитектурный декор X-XIII вв. представляет собой образец художественного совершенства. Недаром древнерусский поэт XIII в. писал: «О светло светлая и украсно украшенная земля русская! И многими красотами удивлена еси...» (т. е. уподоблена чуду). С красотой древнерусской архитектуры связывалось представление о величии Руси.

Даже спустя десятки лет после татаро-монгольского нашествия Серапион Владимирский горестно восклицал: «Величество наше смирнея красота наша погыбе». Однако не могла погибнуть красота искусства, творцом которого был народ.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий